Инструментарий прибора и возможные темы практических занятий. Определение температуры подстилающей поверхности (суши, водной поверхности)
Практические занятия
1. Выявить климатообразующие факторы, влияющие на распределение температуры поверхности: близость к океану, рельеф (высота над уровнем моря, равнинный или горный характер рельефа, направления простирания горных хребтов), наличие и близость тёплых или холодных течений.
2. Выявить влияние коэффициента отражающей поверхности на мезоклимат сопредельных территорий .
3. Выявить влияние мощных территориально-промышленных комплексов
4. Выявить природу техногенных муссонов по суточному ходу температур.
В поисках ответа учащиеся вынуждены лишний раз обращаться к карте, карта становится настольной книгой, которую необходимо научиться читать, освоить все условные обозначения.
Привязка к координатной сетке
Закрепление знаний и понятий о широте и долготе, сравнив координаты точек г. Копенгагена и г. Москвы, (на карте в усечённой азимутальной проекции визуально они расположены на разных широтах) ребята могут убедиться в их одноширотном расположении. Наложение географической номенклатуры, повторение размещения населённых пунктов и распределение речной, озёрной и орографической сети.
Наложение географической номенклатуры: названий населённых пунктов, рек, озёр, морей крупных горных систем, позволит из урока в урок совершенствовать знания по их размещению. Можно обратить внимание учащихся на удобный поиск населённых пунктов по снимку относительно рисунка речной сети.
Различение населённых пунктов по численности населения.
Практическое задание
Найти города –миллионеры и объяснить причины их размещения, опираясь на особенности географического положения.
Измерение расстояний и площадей программой AptView позволяет определить масштабы экологических бедствий: разливы нефти, распространение пожаров, наводнений; составлять прогноз ледовой обстановки, атмосферных фронтов, мощных циклонов, тайфунов, смерчей.
Определение верхней границы облачности позволит дешифрировать типов облаков, составлять прогноз выпадения осадков, выявлять опасные погодные явления (мощные локальные грозы, выпадение градовых осадков), фиксация масштабов нанесения ущерба сельскому хозяйству.
Определение поля ветра в циклоне. С помощью нанесения спирали поля ветра можно спрогнозировать направление продвижение циклона, изменение температуры поверхности.
Прогноз выпадения осадков в любом месте снимка позволит определить количество и характер выпадения осадков и составить реальный количественный прогноз для любой выбранной точки местности. По снимкам легко фиксировать наличие и продвижение атмосферных фронтов, рисунок движения и динамику развития циклонов и антициклонов, это удобно использовать при изучении темы : «Климат» в 8 классе.
Используя перечисленные инструменты и визуальные методы можно выполнить следующие практические задания:
• установить наблюдение за ледовой обстановкой на северном морском пути, дешифрировать различные типы состояния льда;
• фиксировать площади распространения торфяных и лесных пожаров в Центральном регионе Российской Федерации;
• фиксировать площади развития дымовых шлейфов от вулканов, выявлять степень опасности их продвижения для населённых пунктов.
• составлять представление о степени опасности наводнения, критическом состоянии плотин при разливах рек.
• установить мониторинг изменения площади ледников при их таянии, подсчёта предварительных запасов пресной воды.